Странность не порок
Сеансы
Дом странных детей мисс Перегрин фэнтези, приключения. США, Бельгия, Великобритания, 2016. Режиссер: Тим Бертон

Режиссер: Тим Бертон

В ролях: Эйса Баттерфилд, Ева Грин, Сэмюэл Л. Джексон, Джуди Денч, Руперт Эверетт, Эллисон Дженни, Крис О’Дауд, Теренс Стэмп, Элла Пернелл, Финлэй МакМиллан и другие.

С раннего детства мальчик по имени Джейк проводил много времени в компании своего дедушки Эйба, пока его собственные родители работали сутки напролет. Часами карапуз мог выслушивать захватывающие истории о неведомом приюте и его не совсем обычных обитателях. Он охотно представлял и девочку с огромной силой, и паренька, управляющего тучей пчел, а одна левитирующая особа в синем платье всегда казалась ему особенно симпатичной. И, конечно, больше всего он верил во всемогущую хранительницу загадочного места – мисс Перегрин, убирающую свою курительную трубку только ради перевоплощения в птицу. А иногда речь заходила об огромных безглазых существах, но в такие моменты сообразительный дедушка всегда менял тему. Время шло, мальчик продолжал жить странными историями старика. А что обычно бывает с такими фантазерами к 16 годам? Правильно, они замкнуты, не имеют друзей, а обеспокоенные родители записывают их на прием к психоаналитику и разлучают с единственным героем детства. Но все меняется, когда Джейк, уже поверив в версию о возрастном слабоумии деда, находит того в крови и с пустыми глазницами в чаще леса. Выслушав последние напутствия умирающего, он понимает, что пора принять всех своих демонов.

Следуя совету психотерапевта, мальчик и его отец отправляются на остров, который упоминался в одном из писем Эйба. И если папа искренне хочет вылечить сына, показав, что все рассказы деда является вымыслом, то Джейк намерен убедиться в обратном. Он находит развалины того самого дома мисс Перегрин, пострадавшего от войны, и по воле случая попадает в так называемую «петлю» – временную дыру, через которую главный герой оказывается в 1943 году. Как раз в тот момент, когда его дедушка из-за службы вынужден покинуть остров, а с неба вот-вот полетят фашистские бомбы. Все детишки с необычными способностями гордо называют себя странными и с радостью зовут поиграть забредшего не в то время подростка. Да только игры у них разные: кто-то согревает чайник при помощи раскаленных ладоней, другой проецирует свои сны на стену под видом кинофильма. А один одаренный и заносчивый ребенок так и вовсе вживляет органы в тела кукол, чтобы заставить их драться друг с другом. Впрочем, свое «развлечение» есть и у самой Перегрин – каждый день она убивает невидимого монстра из когорты Пустот. Жертвами этих тварей становятся странные ребята со всего мира, так как увидеть чудовищ могут лишь особенные. Но подобные опасности не пугают Джейка, ведь в его памяти всегда сияет образ храброго деда, а в руке лежит теплая ладонь новой подруги. Что еще нужно обычному тинейджеру для того, чтобы стать героем?

Удивительно, что за свою долгую карьеру Тим Бертон так и не снял ни одного фильма ужасов. Как бы то ни было, все задатки у него для этого есть – любовь к мрачным декорациям, вызывающие отвращения выдуманные существа и, наконец, умение создать во всех смыслах некомфортную атмосферу для зрителя. Тем не менее американец не оставляет в покое проекты, как ни крути, рассчитанные по большей части на подростков, и никогда не переходит границы возрастных рейтингов. А ведь в тех же «Чарли и шоколадная фабрика» и «Алисе в стране чудес» могло бы быть куда больше недетских подробностей, достойных сказок братьев Гримм. В ряд которых, кстати, очень удачно вписывается «Дом странных детей мисс Перегрин». По крайней мере пытается на протяжении большей части своего хронометража. Историю о мальчике-изгое, который стоит на грани между серой одинокой реальностью и необычным фантастическим миром, смотреть страшно интересно. И во многом благодаря концепции, когда наша действительность преображается по щелчку пальцев. Бертон показал, что умеет нащупать эту грань между правдой и вымыслом, еще в «Крупной рыбе» больше десяти лет назад, и у него до сих пор отлично получается. Ну кто еще придумает сцену с детьми со сверхспособностями, которые в противогазах смотрят на то, как над их чудным домом летят гитлеровские бомбардировщики? А всевозможные твари из кинокартины пусть и не заставят застыть кровь в ваших жилах, но все же пощекочут нервы, неожиданно напомнив совсем не детский «Лабиринт Фавна».

Но как только в фильме появляется темнокожий антагонист Бэррон, вся скрупулезно созданная атмосфера странной сказки рушится напрочь, и лента превращается в абсурдную приключенческую комедию. И дело совсем не в Самюэле Л. Джексоне, который и по исходным данным вряд ли сойдет за жуткого и коварного врага. А вот за чокнутого профессора – легко, что он с успехом и делает. Трудно поверить в то, что нескончаемые кривляния и хохмы передались его персонажу из одноименного бестселлера, чей текст лежит в основе сюжета. С момента появления американца в кадре герои напрочь теряют чувство логики и совершают кучу глупостей. Не позавидуешь и таким заслуженным актрисам, как Джуди Денч – ей на откуп отдали не больше 10 минут. Такое ощущение, что режиссер попросту испугался продолжать фильм в том же нагнетающем ключе, все-таки на производство выделили больше 100 миллионов долларов, а прибыль в таких проектах не на последнем месте. Отсюда и взялись все глупые издевательства над монстрами и психикой зрителя вроде экшен-сцены с ожившей армией скелетов или закидывания мерзких Пустот снежками и конфетами. К слову, графика для такого внушительного бюджета очень средняя и смотрится крайне блекло.

Зато как всегда на высоте способность Бертона создать роскошные декорации и выстроить их в кадре. Уметь красиво снимать реальную природу это одно, а вот оживлять выдуманные вещи умеет далеко не каждый. Причем в ленте радует глаз буквально все – от огромного затонувшего парохода до изысканного черного костюма Перегрин. Ева Грин очень удачно вписалась в образ Мэри Поппинс с арбалетом наперевес. Роковых красоток актриса играть всегда умела, а вот за домоправительницами с железной рукой не была замечена ранее. Стоит посетовать на то, что в кинокартине ей опять же отдана роль далеко не первого плана, пусть вас не вводят в заблуждение постеры и название. В фильме скорее представлена история взросления одинокого ребенка с богатым воображением, которого за всю жизнь понимал лишь один человек. Вместе с принятием своих и чужих странностей он обретает настоящую дружбу и даже чуточку наивную, но любовь. Жаль, правда, что приятные впечатления от игры всего юного актерского ансамбля смазываются на фоне бредовой сюжетной развязки. Но могло ли быть иначе? Второго драматичного Эдварда с руками-ножницами мы еще вряд ли когда-нибудь увидим. А по-хорошему странную любовь зрителя к сентиментальным «бертоновским» сказкам в век приевшегося супергеройского кино порочной уж точно не назовешь.

 

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»/p>

Дмитрий Поляков, специально для afisha.93.ru
Просмотров: 17846