У нее гранитный камушек в груди
Книга мастеров фэнтези, семейный, комедия. Россия, 2009. Режиссер: Вадим Соколовский

Режиссер: Вадим Соколовский
В ролях: Леонид Куравлев, Валентин Гафт, Ольга Аросева, Александр Леньков, Ирина Апексимова, Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Артур Смольянинов, Максим Локтионов, Сергей Гармаш в роли говорящего коня и другие.

В неприступной башне сидит озлобленная на весь мир Каменная Княжна и выдумывает способ выбраться наружу, чтобы повелевать не только камнями, но и всем остальным белым светом. Удача подворачивается как-то сразу: в близлежащей деревушке обнаруживается Иван (не дурак), который не прочь обучиться камнерезному искусству, влюблен в ее дочь, к тому же, движим родственными чувствами: когда-то и его отец был  пленен Княжной, чтобы оживить так называемый Бел-Горюч камень Алатырь, который как раз и нужен для установления на планете каменной деспотии. Собственно, Ивана быстро берут в оборот не только темные силы, но и барские – местный помещик страсть как хочет женить его на своей дочке Клаве с поросячьим личиком. А поскольку герою по ходу действия приходится нырять то в колодцы, то в камины, разгоряченная самогоном свита барина постоянно хоронит Иванушку, который уже придумал, и как мир спасти, и как любимую вернуть.

Ранее нигде не замеченный режиссер Вадим Соколовский рискнул с шампанским: для создания «Книги мастеров», вмещающей в себя множество как фольклорных, так и авторских мотивов (например бажовские и пушкинские сказки), привлекается не абы кто, а сам Уолт Дисней, точнее студия его имени, выпускающая на родине такие поделки не по разу в год – зато какого качества, спорить не приходится. В России это первая совместная работа со студией, и с 29 октября опробовать продукт можно в кинотеатрах. Продукт, стоит заметить, свежести хоть и не первой, но исполнения заметно нового, чего не смогут не отметить как выросшее на русской классике старшее поколение, так и дети, «вскормленные» именитой студией.

Трейлер, как полагается, пестрит самыми привлекательными картинками, берущими за душу и хвост так, что сама картина не разочаровала бы ни за что – тут и спецэффекты видные, и актеры известные, и сюжет не особо замордованный, и динамика завидная, и много чего еще. Но сказать, что легкий флер разочарования после просмотра имел место, нужно хотя бы потому, что в тридесятом царстве действительно не все дома.

Знаете, вышло здоровенное бабушкино одеяло в стиле пэчворк: бережно, кусочек за кусочком, сшиты священные сюжеты, ими заложен этакий фундамент для будущего роскошного узора – для нетривиального действия, отчаянных поворотов, красивых чувств...

А на него зачем-то налепили розовых пайеток, и в углу логотип Walt Disney шелкографией напечатали. Как будто без этого современные дети при просмотре заснут, не увидев в обиходе героев сказки современные гаджеты, модные словечки и бытовые реалии. Однозначно хороший традиционный юмор русских народных сказок, к сожалению, не всегда умело сплетается с нововведениями. Клубок – GPS-навигатор с голосом тетеньки из телефона хорошо бодрит зрителя, а вот тридцать четвертый богатырь с удочкой, которого сократили из-за неблагозвучности пушкинской рифмы – довольно посредственно. Но это, конечно, дело вкуса. Может, нам и правда не понять древних мотивов без этого...

– Это не твои бриллианты, Кащей. Они депозитированные.
– Дп… деп… Тьфу!

Зато не на шутку порадовал актерский состав. Да не простой, а всецело и удивительно точно вжившийся в свои роли. Куцо смотрится разве что молодое поколение, но это оттого, что их поставили рядом с самыми что ни на есть мастодонтами отечественной сцены, а на их фоне увядает любой Голливуд. Блестяще справился со своими пятью минутами на экране Гоша Куценко в роли Кащея. Бесподобной была Баба Яга Лии Ахеджаковой – погрязшая в рутине старуха все волнуется, что орданцев кормить нечем, а куриные ноги избы уже много лет в ремонте. Занятно выглядела и Апексимова в роли Каменной Княжны – чисто диснеевская, незамутненная добрыми делами черная душа с каменным сердцем написаны прямо на ее злом непроницаемом лице и наводящих ужас нарядах.

Закругляет «Книгу мастеров» замылившая все советские экраны бабуля в платке, сказывающая, что и она там была, мед-пиво пила и всё такое. Немного странно было увидеть здесь этот образ: в прежних рисованных и игровых экранизациях народного фольклора эта деталь была частью целого, ее появление даже немного успокаивало боль от того, что сказочке конец, а теперь пора спать, потому что завтра в школу. Здесь же бабуля являет собой самый закромсанный кусок одеяла, который полагалось приберечь для чего-то такого же глубокого, но менее неологичного, но его с такой же бестрепетностью нашили куда-то в угол.

Картина Вадима Соколовского – неаккуратное смешение двух культур и двух эпох, которое могло быть гораздо симпатичнее при более бережном обращении с полотном. После этого, видимо, стоит задуматься, нужны ли нам вообще заморские опыты, когда на тех же советских сказках без особых прикрас выросло не одно замечательное поколение благодарных зрителей.

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

 

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.93.ru
Просмотров: 28703