С божьей помощью
Сеансы
Орда история. Россия, 2012. Режиссер: Андрей Прошкин

Режиссер: Андрей Прошкин
В ролях: Максим Суханов, Андрей Панин, Роза Хайруллина, Александр Яценко, Виталий Хаев, Иннокентий Дакаяров, Алексей Егоров, Федот Львов, Моге Ооржак и другие.

В последние годы православная тематика стала чуть ли не основной в российском кинематографе. За несколько лет на экраны вышли «Поп», «Остров», «Царь» и ряд других, менее известных фильмов. На этой неделе в копилку православных драм добавился исторический фильм Андрея Прошкина «Орда». Картину уже успели оценить на Московском международном кинофестивале, где «Орда» получила призы за лучшую режиссерскую работу и лучшую женскую роль. Сейчас фильм добрался до широкой публики.

В основу картины были положены реальные события, имевшие место в далеком XIV веке. Мы видим Сарай-Бату, столицу Золотой Орды, где Джанибек, едва убивший своего брата хана Тинибека, тут же занимает его место. Жизнь в Орде идет своим чередом, но ровно до тех пор, пока с матерью Джанибека Тайдулой не случается несчастье: она внезапно слепнет. Хан, безгранично любящий мать, готов на все, лишь бы вернуть ей зрение.

В дом Тайдулы один за другим начинают приходить колдуны, врачеватели, шаманы. Средства у каждого свои: от намазывания верблюжьим навозом до прижигания раскаленным докрасна клинком. Все бесполезно, и лекари отправляются восвояси.

Тем временем до Орды доходят слухи о «чудесном старике» – московском митрополите Алексии, который силой молитвы творит чудеса. Послы хана тут же отправляются в Москву и заставляют местного князя глубоко задуматься: цена исцеления – мирная жизнь в столице. Князь упрашивает Алексия отправиться в поход, но при этом ни капли не верит в успех.

Зато в чуде не сомневается келейник Федька, который отправляется в Орду вместе с митрополитом. В пути он даже цитирует Алексию эпизод из Священного Писания, где Иисус исцеляет ослепшего.

Но ни иконы, ни святая вода, ни крестное знамение не в силах излечить Тайдулу. И Алексий понимает, что все дело не в церковном реквизите, а в вере. И может быть, эта вера недостаточно крепка для совершения чуда?

«Орда» хороша ровно настолько, насколько вообще может быть хорошим историческое кино – особенно если речь идет о суровых временах. Фильм несколько тяжеловат для просмотра, но при этом в нем нет ни капли лишней крови. На глазах у зрителя не упадет с плеч ни одна голова. Избиения, подчас весьма жестокие, также проходят за кадром.

Создателям фильма надо сказать отдельное спасибо за то, что в «Орде» нет однобокого подхода в стиле «князь хороший, хан плохой». Джанибек предстает перед зрителем не таким уж кровожадным тираном, напротив, пока это возможно, он старается избежать ненужных жертв. Он в меру демократичен, но вместе с тем тщеславен и в некоторой степени инфантилен. Но главное – он человек, а не какая-то бездушная машина смерти.

Еще одно спасибо следует сказать за детальнейшую реконструкцию эпохи. Город Сарай-Бату был отстроен примерно на том же месте, где он стоял в действительности. Дома, предметы обихода, обычаи, одежда – все это было скрупулезно изучено, прежде чем оказаться на экране. Там, где это было возможно, создатели старались делать декорации так, как их бы делали в XIV веке – в том числе, например, трон хана, над которым трудились мастера резьбы по дереву. Особого упоминания заслуживают художники по костюмам, которые проделали действительно великую работу.

Стоит отметить также и язык, на котором говорят герои фильма: по-русски за все два часа «Орды» будет сказано не так уж и много фраз. Все остальное время диалоги ведутся на карачаево-балкарском, который очень похож на язык Золотой Орды. С учетом всего вышесказанного создателям фильма с легкостью можно простить все просчеты – в том числе и белоснежные зубы замученного до полусмерти старца, и плохой перевод реплик.

Вопреки трейлеру, «Орда» куда более драматична, чем кажется на первый взгляд. Здесь не будет масштабных батальных сцен или откровенной «мясорубки». Зато будет искренняя игра актеров, и в первую очередь, Максима Суханова, исполнившего роль митрополита Алексия. И пусть в кульминационном моменте старец лишь невнятно бормочет слова молитвы: в этот момент он говорит не со зрителем, а с Богом.

...В истории говорится, что хан отменил набег на Москву благодаря чудесному исцелению Тайдулы. Тем не менее, создатели фильма не ограничиваются одним лишь этим моментом. В «Орде» раскрывается и сила веры, и история самой Золотой Орды, которая, по сути, погубила сама себя. Но за всем этим нельзя не заметить трагедии матери, пережившей всех своих сыновей. И что с того, что глаза ее прозрели – вылечить душу не сможет уже никто.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Василий ЛЕБЕДЕВ, специально для afisha.93.ru
Просмотров: 27714