• 24 апреля
    «Кухня. Последняя битва»: просрочка по-нашему
    В центре сюжета – семейная драма, навязший в зубах еще со средней школы «конфликт отцов и детей». Проблемы старшего Баринова как персонажа наверняка знакомы каждому, кто видел хотя бы один эпизод «Кухни» – он этакий «на лицо ужасный, но добрый внутри» русский аналог Гордона Рамзи, которому дефицит человеческого облика прощается в силу выдающегося профессионализма...
    Комментарии (10): Можно сколько угодно ругать... далее
  • 18 апреля
    «Форсаж 8»: быстрее, выше, неправдоподобнее
    Продюсеры франшизы «Форсаж» либо никогда не слышали, что загнанных лошадей принято пристреливать, либо, что более вероятно, не намерены так просто расставаться со своим денежным скакуном...
  • 10 апреля
    «Время первых»: дотянуться до подвига
    В самый разгар исторического соперничества между СССР и США генеральный конструктор Сергей Королев получает очередной сверхважный проект – как можно быстрее отправить нашего астронавта в чертоги открытого космоса...
    Комментарии (46): Фильм хорош, но могли бы... далее
  • 3 апреля
    «Призрак в доспехах»: на страже киборгов
    За безопасность киберсистем недалекого японского будущего отвечает девятый отдел правительственных спецслужб, в котором работает лучший в мире гибрид человека и компьютера – грозная, но симпатичная Мира Киллиан по прозвищу Майор...
    Комментарии (21): На каком то интернет... далее
  • 27 марта
    «Живое»: капкан в иллюминаторе
    Космос манит не только жителей Земли, но и инопланетные формы жизни, которые совсем не прочь оказаться в компании человеческих особей на МКС. А по мере собственного развития уже и внутри них – но там уже кому как повезет...
    Комментарии (20): Нехеппи энд у этого фильма. далее
  • 20 марта
    «Красавица и чудовище»: куда приводят цветы
    Спасет ораву прокаженной знати лишь взаимная любовь принца и неизвестной дамы, чье сердце примет клыкастого суженого со всеми его внешними недостатками. И времени для этого – до падения последнего лепестка из бутона волшебной розы...
    Комментарии (54): Мне не понравилось, были... далее
Сгоревший на работе. True-story
Гонка драма, биография, боевик, спорт. США, Германия, Великобритания, 2013. Режиссер: Рон Ховард

Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Крис Хемсворт, Даниель Брюль, Оливия Уайлд, Кристиан МакКей и другие.

Ники Лауда, страшные ожоги которого уже почти незаметны за сетью морщин, после просмотра фильма о самом себе делает, наверное, лучший комплимент режиссеру Рону Ховарду. «Были сцены, которые меня по-настоящему удивили, некоторые ужаснули. Были сцены настолько реалистичные, что я увидел вторую часть той истории. Когда я вернулся в спорт с обезображенным лицом, реакция людей в то время была... очень невежливой. Люди не смотрели мне в глаза, они смотрели на лоб, на отсутствующее ухо, и это было трудно... Потом я научился справляться с этим, потому что люди такие, какие они есть. Но когда я увидел кино, когда я посмотрел на себя глазами Джеймса Ханта в Монце, у меня был точно такой же шок. Понимаете, сейчас, много лет спустя, я вдруг понял, почему люди были так бестактны со мной в то время, и мне нужно было проявить к ним чуть больше снисхождения».

Большинство фильмов про гонки смотреть невозможно. Ни фанатам автоспорта, ни тем более людям далеким. Спортивная составляющая плохо вплетается в сюжет фильма, а без нее фильм, даже если он хороший, получается не совсем про гонки. Выдержать баланс между спортивными сценами и драматической основой весьма и весьма сложно, но Рону Ховарду это удалось, пожалуй, также хорошо, как Джону Франкенхаймеру в его знаменитом Grand Prix 1966 года.

Сам по себе спорт гораздо интереснее, эффектнее и драматичнее, чем любой вымысел. Поэтому сценарист Питер Морган взял за основу реальную историю – сезон «Формулы 1» 1976 года. Это именно та история, которую, будь она придуманной, сочли бы авторским перегибом.

Ники Лауда – австриец, трехкратный чемпион мира в гонках «Формулы 1», один из самых харизматичных персонажей автогоночного мира. В 1976 году Лауда попал в сильную аварию на гоночной трассе Нюрбургринг, однако вернулся в чемпионат и продолжил борьбу – фильм «Гонка» повествует о событиях тех лет. Лауда известен как человек прямой, ироничный, прагматичный и весьма умный. В настоящее время является одним из директоров команды «Формулы 1» Mercedes-Benz Grand Prix.

Фильм снят для широкой аудитории, которая не знакома с «Формулой 1» в принципе, более того, именно этой аудитории события тех лет покажутся наиболее волнующими, невероятными. Сгорев заживо в своем Ferrari, уже через шесть недель Ники Лауда с еще не затянувшимися ожогами вернулся в гонки и продолжил борьбу. Два из трех своих титулов в «Формуле 1» он выиграл уже после аварии.

«Гонка» – это фильм о противостоянии не просто двух гонщиков, скорее, двух эпох «Формулы 1». Джеймс Хант – антипод Лауды – ярчайший представитель эры пилотов-романтиков, которые побеждали на кураже, граничащим с безрассудством. Лауда – основоположник «новой школы», внимательный к техническим деталям, расчетливый, умеющий контролировать риски.

Джеймс Хант – англичанин, чемпион «Формулы 1» с репутацией плейбоя и одного из самых отчаянных пилотов королевских гонок всех времен. Он отличался аварийностью на трассе (за что получил кличку Hunt the Shunt), а также кулачными разборками за ее пределами. В годы его триумфа пользовался колоссальной популярностью в Британии. В 1993 году в возрасте 45 лет скончался от сердечного приступа.

Особую ценность фильму придает его историческая достоверность – по крайней мере, в том, что касается спортивной составляющей. Даже спецэффекты смотрятся на порядок более натурально, чем в компьютерных блокбастерах нового времени. Для съемок Рон Ховард ангажировал десятки сохранившихся болидов того времени, каждый из которых стоит миллионы долларов – в эпизоде появляется даже шестиколесный Tyrrel P34. Особенно ответственные сцены, вроде аварии Лауды, восстанавливали по имеющимся документальным записям, что придает событиям ошпаривающую достоверность, равно как и образ Лауды, воссозданный актером Дэниэлем Брюлем. «Был момент, когда я действительно увидел на экране себя», – признается уже настоящий Лауда.

Впрочем, ради накала страстей Хант и Лауда показаны не просто соперниками – почти врагами, тогда как в реальной жизни их отношения были проще и теплее. Для наглядности Рон Ховард максимально развел своих героев по углам ринга, показав Ханта совсем уж безбашенным, а Лауду – совсем уж педантичным. Сам Ники признается, что его образ получился несколько суше, чем он был на самом деле, хотя и ставит на сценарии резюме: «С моих слов записано верно».

Основная драма фильма развернулась на трассе Нюрбургринг, очень специфическом гоночном треке длиной более 20 км, проложенном через леса Айфельских гор. За свою сложность и опасность он получил название «Зеленого ада», и постепенно стал слишком неприспособленным для «Формулы 1». В 1976 году Ники Лауда пытался добиться отмены гонки, однако пилоты во главе с Джеймсом Хантом проголосовали за проведение Гран-При. По злой иронии судьбы, трасса наказала именно Лауду. По сей день Нюрбургринг принимает соревнования других классов и открыт для покатушек на частных или арендованных машинах.

Лично я предпочел бы увидеть историю, воспроизведенную с максимальной достоверностью не только в спортивном ключе, но и психологическом, и пусть даже герои получились бы не столь выпуклыми, полагаю, их естественный темперамент обеспечил бы фильм топливом без режима «форсаж». «Формула 1» не требует гипербол – они заложены в самой сути спорта высоких достижений.

Не покидало также ощущение, что фильм все же написан «под Лауду», с которым сценарист Питер Морган провел много часов. А мне хотелось увидеть сценарий той степени беспощадности к героям, которая граничит с их полным оправданием.

Наконец, не хватило мне широты фокуса: фактически, режиссер провел макросъемку двух персоналий – Ханта и Лауды – тогда как их многочисленному окружению отведена роль декораций. Более-менее проявляются в фильме образы лорда Хескета и супруг пилотов, контурно показан Клей Регаццони, мелькают на фоне другие гонщики тех времен. Но за исключением эпизодического появления в кадре, полностью растворен Энцо Феррари. А ведь драматичный Гран-При Японии 1976 года подвел черту не только в отношениях Лауды и Ханта, но также Лауды и Феррари. Возможно, дело здесь в политических мотивах, поскольку в контексте тех событий Ferrari и ее лидер не всегда предстают в положительном ключе, и все же хочется той степени беспощадности... Впрочем, я это уже говорил.

На мой взгляд, стремясь воспроизвести хронологию событий, Рон Ховард порой шел по пикам спортивных событий в ущерб психологизму. Он словно боялся полностью расковаться и отхлестать своих героев так, чтобы довести зрителя до катарсиса. Я ждал и не дождался сцены, когда Лауда вернулся за руль Ferrari на тестах, и испытал такой приступ паники, что не мог переключиться на вторую передачу. «Это был животный ужас, – вспоминает он. – Я стал просто ездить по кругу, постепенно наращивая темп, и через некоторое время обнаружил, что являюсь самой быстрой Ferrari на треке». Но ведь на тех тестах, вероятно, Лауда и стал тем упрямым циником, который прогибал под себя мир похлеще Макаревича.

Очень вскользь в фильме показан Гран При Италии 1976 года, первый для Лауды после аварии. Тогда итальянская полиция попортила кровь «МакЛарену», обвинив в контрабанде и использовании запрещенного топлива, и как результат тех обвинений, Хант вынужден был стартовать из последних рядов. Это, по его словам, было не только плохо для борьбы в чемпионате, но и очень унизительно, зато Лауде позволило вернуться в чемпионат.

И тем не менее я с чистой совестью рекомендую фильм всем, кто любит кино красивое, драматичное, в котором у эффектности нет привкуса синтетики, а дух гонок и спорта вообще проникает в тебя через поры кожи. Большинству представителей «Формулы 1» фильм понравился, да и опрошенные мной знакомые оценили его весьма позитивно.

Вот только почему российские прокатчики использовали этакий эвфемизм, как «Гонка»? Английский вариант названия Rush, адреналиновая лихорадка, отражает суть фильма гораздо точнее.

Артем КРАСНОВ, специально для afisha.93.ru
Просмотров: 36345