Маркетинг против человека
Робокоп криминал, фантастика, боевик. США, 2014. Режиссер: Жозе Падилья

Режиссер: Жозе Падилья
В ролях: Юэль Киннаман, Гари Олдман, Майкл Китон, Сэмюэл Л. Джексон, Эбби Корниш, Джеки Эрл Хейли, Дженнифер Или, Джей Барушель и другие.

Алекс Мёрфи – честный полицейский, что для Детройта, города машин и насилия, дело неслыханное. Со своим напарником Алекс дослужился до немилости местного мафиозного шефа, которому, по подозрениям, крысятничает кто-то из своих. После обыденной перестрелки напарник попадает в больницу, а Алекс разлетается на куски от бомбы в автомобиле.

В то же время «Омникорп», пионеры боевой робототехники, ищет способы выбраться на американский рынок. Рекламные кампании проваливаются одна за другой: сенат отказывается голосовать за то, чтобы улицы патрулировали здоровенные робоцыпы, не отличающие добро от зла. Чтобы изменить общественное мнение, директор Селларс намерен посадить в машину живого человека. Начинается отбор кандидатов из числа безнадежных калек: тогда на глаза главврача корпорации и попадается Мёрфи, который по всем параметрам идеален для проекта. После заключения невнятной сделки с безутешной женой Алекса перевозят в Китай, где упаковывают его останки в экзоскелет.

Когда герой просыпается, он, как и полагается, бунтует, но затем понимает, что еще может приносить пользу, и начинает учиться пользоваться свои новым телом и владеть своим утыканным датчиками мозгом.

Свежий «Робокоп» Жозе Падильи – не дословное изложение классики Верховена, а, как и повелось в последнее время с ремейками, продукт проще, нагляднее и удобнее для подрастающего поколения, которому папы прожужжали все уши насчет фантастики восьмидесятых. Эдакий облегченный вариант для тех, кому достаточно современных спецэффектов и неглубокого стеба в исполнении Сэмюэла Л. Джексона. Весь трагизм положения сосредоточен на герое Олдмана, докторе, который собирает Мёрфи по частям и чуть не убивает его личность в ходе исполнения требований высшего руководства. Последние же занимаются исключительно своими позициями в Штатах и мире, не гнушаясь вполне стандартными рекламными уловками и взятками крупным политикам (правда, безуспешно).

Пока названный Робокоп бороздит просторы Детройта, руководствуясь неограниченным доступом в полицейскую базу и архивы камер наблюдения, «Омникорп» думает, как его приручить, потому что внешнему управлению Мёрфи не поддается. Всё, что остается корпорации, – отключать героя от питания в самые неподходящие моменты. И сенат тут даже «за»: когда-нибудь Робокоп раскроет всю тяжкую уголовщину и обратит внимание на экономические преступления. Даже к 2028 году жизнь ничему депутатов не научила.

Мелкие разборки традиционно укрупнятся в СМИ, затем выльются в открытое противостояние и, наконец, штурм со спасением заложников. Всё это время наш герой будет мучиться от разного рода кошмаров, которые ему подсовывает корпорация, либо тех, что он придумывает сам. В связи с последним обстоятельством, на первый план «Робокопа» выходит тема свободы воли: где она начинается и заканчивается, есть ли вообще, можно ли ею управлять напрямую, без маркетинговых технологий. Собственно, эксперименты эти ставятся по живому: вот есть у Мёрфи жена и сын, а вот как будто и не было никогда. Вот он шутит и горячо приветствует своего напарника, а вот идёт мимо, повторяя «Прямо сейчас совершается три преступления...» В общем, затяжной такой эксперимент.

Человек бы в этом противостоянии не победил только если бы пост режиссера занял Аранофски («Реквием по мечте»), что когда-то планировалось. Однако Голливуд такой, каким и должен быть: яркий, мощный, стильный, призрачно похожий на всё, что он делал ранее. Здесь зло не побеждает, здесь не убивают ключевых персонажей и не позволяют им мариноваться в собственных иллюзиях вплоть до сиквелов. Тут куда ни плюнь – непременно попадешь в героя. И «Робокоп» радостно следует когда-то выработанному догмату нормального такого боевого кино, отличаясь, правда, тем, что описанные технологии совсем не за горами. А значит, и описанные проблемы.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

 
Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.93.ru
Просмотров: 26477