• 24 апреля
    «Кухня. Последняя битва»: просрочка по-нашему
    В центре сюжета – семейная драма, навязший в зубах еще со средней школы «конфликт отцов и детей». Проблемы старшего Баринова как персонажа наверняка знакомы каждому, кто видел хотя бы один эпизод «Кухни» – он этакий «на лицо ужасный, но добрый внутри» русский аналог Гордона Рамзи, которому дефицит человеческого облика прощается в силу выдающегося профессионализма...
    Комментарии (10): Можно сколько угодно ругать... далее
  • 18 апреля
    «Форсаж 8»: быстрее, выше, неправдоподобнее
    Продюсеры франшизы «Форсаж» либо никогда не слышали, что загнанных лошадей принято пристреливать, либо, что более вероятно, не намерены так просто расставаться со своим денежным скакуном...
  • 10 апреля
    «Время первых»: дотянуться до подвига
    В самый разгар исторического соперничества между СССР и США генеральный конструктор Сергей Королев получает очередной сверхважный проект – как можно быстрее отправить нашего астронавта в чертоги открытого космоса...
    Комментарии (46): Фильм хорош, но могли бы... далее
  • 3 апреля
    «Призрак в доспехах»: на страже киборгов
    За безопасность киберсистем недалекого японского будущего отвечает девятый отдел правительственных спецслужб, в котором работает лучший в мире гибрид человека и компьютера – грозная, но симпатичная Мира Киллиан по прозвищу Майор...
    Комментарии (21): На каком то интернет... далее
  • 27 марта
    «Живое»: капкан в иллюминаторе
    Космос манит не только жителей Земли, но и инопланетные формы жизни, которые совсем не прочь оказаться в компании человеческих особей на МКС. А по мере собственного развития уже и внутри них – но там уже кому как повезет...
    Комментарии (20): Нехеппи энд у этого фильма. далее
  • 20 марта
    «Красавица и чудовище»: куда приводят цветы
    Спасет ораву прокаженной знати лишь взаимная любовь принца и неизвестной дамы, чье сердце примет клыкастого суженого со всеми его внешними недостатками. И времени для этого – до падения последнего лепестка из бутона волшебной розы...
    Комментарии (54): Мне не понравилось, были... далее
Я свободен?
Однажды в провинции драма, мелодрама. Россия, 2008. Режиссер: Екатерина Шагалова

Режиссер: Катя Шагалова
В ролях: Любовь Толкалина, Эльвира Болкгова, Юлия Пересильд, Александр Сотников, Александр Голубев и др.

Она – любит. Без оглядки, без сомнения знает: он единственный человек, который ей по-настоящему нужен. Да, он не любит ее и спит с другой. Но зато он ее муж, отец ее ребенка, хозяин ее души. Ну и наплевать, что жизнь с ним сложилась наперекосяк: поссорилась с семьей, он сам крепко контужен на войне и частенько бьет ее. Что живет она в маленьком, загаженном городке вместо столицы и успокаивает вечно пьяного мужа. Жизнь – нормальная, потому что с любимым человеком. Все хорошо. Если бы не сестра-неудачница: у Насти как-то не получилось с мировым кинематографом, и после того, как поймала триумф в главной роли мюзикла, появилась здесь, в провинции. Ломать уже ставшую привычной жизнь. Или существование?

Вероятно, такие мысли птицами пронеслись в голове красавицы Веры, одной из главных героинь премьеры «Однажды в провинции». Фильм прошел в «Синема-парке» при участии режиссера Кати Шагаловой и актера Сахата Дурсунова.

Сказать, что фильм снят в мрачных тонах – значит не отразить и десятой доли того впечатления, что производит картина. О чем она? О том, как рассыпаются в пыль планы на будущее. Подающая надежды молодая актриса Настя (Юлия Пересильд) оказывается не у дел: кроме главной роли в сериале, которая откровенно не удалась, за ее плечами не оказывается ничего. Она решает начать новую жизнь рядом с сестрой Верой, которая когда-то давно уехала за мужем в глушь.

Маленький городок за шлагбаумом, что охраняет местный сумасшедший, похож на гетто: люди разных национальностей сконцентрировались в ветхих грязных общежитиях. По вечерам они пьют, ругаются, безжалостно бьют собственных жен и изменяют друг другу. По утрам бестолковой серой толпой под песню «Белые розы», которая доносится сверху из жестяных громкоговорителей, стекаются на полуразрушенный завод. Те, кто в силу каких-то причин не направил свои стопы на предприятие, тянутся за очередной дозой водки.

В эту экзотику и попадает девушка Настя со светлой мыслью все начать с нуля. Ее решение ничуть не радует Веру (Эльвира Болгова): помня о застарелом конфликте сестры с мужем, она прекрасно понимает, что добром такое соседство не кончится. С самого момента встречи она готова выставить родственницу за дверь, и только известие о том, что именно Настя оплатила две операции контуженного на войне Коли (Александр Голубев), оставляет бывшую актрису в провинции.

Теперь ей позволено резать тазики салата для вечерних загулов обитателей общаги, терпеть пьяного и агрессивного Николая и пробовать на себе тяжелую мужскую руку. Для Насти все население барака сливается в сплошной клубок пьяниц, который по утрам рассыпается на отдельные экземпляры, шагающие под напевы Юры Шатунова на завод.

Пожалуй, только один индивидуум отличается от толпы: одинокий брюнет с печальными глазами выглядит гостем на этом празднике жизни. Он изначально не такой, как все. Сын кубинца, Че (Леонид Бичевин) в детстве был отверженным среди сверстников. Он научился драться, прошел армию и войну. Теперь он в тех же количествах, что и остальные, потребляет водку и спит с чужими женами. Живет в такой же убогой комнате, как бывшие однополчане, но он – особенный. Это признают все и повторяют на разный лад, словно заклинание. Чем он особенный? Может быть, тем, что умеет мгновенно трезветь и принимать ответственные решения? Может быть, тем, что влюбляется в строптивую москвичку и признается ей по дороге в загс: «Я спасу тебя... мама!»? Или тем, что каждый из земляков чувствует: этот парень способен прыгнуть в другую жизнь, потому как ценности у него другие...

– Смотри на эту, она так похожа на Варьку из «Бродвея»!
– Эх, побухать бы с такой...

Как бы то ни было, Насте удается найти в захолустной грязи и пьянстве частицу счастья. Только возникает большой вопрос: насколько оно, счастье, способно прижиться в такой преисподней?

При этом не следует думать, что здесь все существа погрязли в пороке. Каждый из героев стремится к своей звезде. Коля превращается во влюбленного ягненка рядом с ухоженной участковой Леной (Любовь Толкалина), которую непреодолимо тянет к фен-шую и стихотворству. Ее 17-летнюю дочь Анжелу (Наталия Солдатова), которая успела обзавестись младенцем, беззаветно влечет к водке и местному ловеласу. Ее муж-вьетнамец тайно влюблен в Веру, которая, в свою очередь, до помутнения в голове предана Коле и так далее, и так далее. Как марионетки в кукольном театре, персонажи путаются друг с другом и сами в себе, причем все это происходит на фоне унылых трущоб.

Пожалуй, фон и становится главным действующим лицом нынешней премьеры, вбирая в себя все внимание присутствующих в зале. Можно, конечно, попытаться сквозь эту жижу и смрад разглядеть чувства и мысли красивых молодых людей, но на это как-то не остается сил. По большому счету, ни одному из них не сочувствуешь – и никому не желаешь зла. Они сами проделывают за зрителя всю его работу: ненавидят дыру, в которой влачат существование, жалеют себя и в состоянии сильного перепою мечтают о свободе. Берут в руки микрофон от караоке и скандируют: «Пусть Че поет!» И Че поет слабым голосом:

...Я свободен – с диким ветром наравне
Я свободен наяву, а не во сне...

Пары сильно выпивших людей ровно и сосредоточенно двигаются в медленном танце. А через минуту-другую открывают новую бутылку водки и снова попадают в замкнутый круг.

«Они ничего не хотят делать, чтобы жить лучше, - говорит о них режиссер фильма Катя Шагалова, – и готовы ругать всех, кроме себя. Они хозяева своей судьбы. Что им мешает? Да ничего. Они молоды и красивы. У них много еды, но то, что живут в помойке – понимать не хотят...»

Для режиссера «Однажды в провинции» – еще один повод поговорить о том, как мы живем. В картине каждый конфликт заострен до предела, и автор убежден: если болезнь долго не лечится – рано или поздно происходит трагедия.

«Часто молодые ребята встают и уходят из зрительного зала, – поделилась Катя. – Я их понимаю. Некоторые не готовы к правде, а нужно уметь не обижаться на нее. Ведь только сами в себе мы можем что-то разгрести».

Дерьмо – к деньгам, а у нас здесь его много.

Вы знаете, если уж совсем начистоту – лично я таких молодых зрителей тоже понимаю, а вот режиссера – не всегда. О какой правде идет речь в фильме? О внутренней разболтанности и распущенности? Почему в таком случае вектор внимания автора направлен на бытовые мелочи? О том, что люди живут в скотских условиях и не желают выбираться из них? Но мне кажется, что нахождение на социальном дне не определяет нравственного облика человека – достаточно вспомнить героев русской классики XIX века из школьного учебника, ежели не встретилось таких примеров в жизни. Быть может, речь идет о правде существования заводского населения удаленного от первопрестольной городка? Но позвольте, я не один десяток лет живу в заводском районе города Челябинска, и такого уровня загаженности, как в фильме, как-то не наблюдала до сих пор.

А в целом, когда пошли финальные титры, я все-таки поняла две вещи: с провинцией что-то неладно, это первое. Второе – с нашими душами тоже что-то не то происходит. Мы наконец-то должны решиться и стать свободными. Только вот от чего? Может, вы объясните?

Яна ЕФИМЕНКО, специально для afisha.93.ru
Просмотров: 20082