«Адмиралъ»: кто творит историю?
Адмиралъ драма, мелодрама, военный, история. Россия, 2008. Режиссер: Андрей Кравчук

Режиссер: Андрей Кравчук
В ролях: Константин Хабенский, Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Егор Бероев, Олег Фомин, Барбара Брыльска, Федор Бондарчук и другие

Константин Хабенский сказал об этом фильме: «Мы постарались сделать все, чтобы «Адмиралъ» никого не оставил равнодушным. Это честное кино, и я горжусь тем, что принимал участие в его создании». Проверить утверждение известного актера Челябинск может уже сегодня: время долгожданной премьеры пришло.

Презентация главного кинособытия осени–2008 состоялась в развлекательном комплексе «Мегаполис». «Ночь премьер» в этот раз была украшена выступлением военного оркестра, историческим перфомансом, прозвучали пламенная речь председателя общественной организации «Казаки» и песня с припевом «Айда-ка в атаку, ватага моя» в исполнении полковника Олега Синицына.

Что стало предметом внимания режиссера картины? Безусловно, отечественная история. И еще тема воинской доблести и мужества, женской преданности и душевной красоты, любви и вечности.

Любовь – это награда, а не наказание. Против всех законов физики ты отдаешь, а тебе от этого прибавляется.

...1916 год. Миноносец Балтийского флота «Сибирский стрелок» под командованием Александра Колчака (Константин Хабенский) топит немецкий крейсер «Фридрих Карл». Идет Первая мировая война. Не жалея ни себя, ни других, русский офицер стремится только к победе, иных вариантов для него не существует. На корабле он – царь и бог даже тогда, когда по велению истории здесь воцаряется власть рабочих и крестьян. Но это произойдет чуть позже.

Панорама морских сражений сменяется картиной бала. Дамы в роскошных нарядах; подтянутые, одетые с иголочки военные; старинные зеркала в массивных деревянных рамах, начищенный до блеска паркет. Здесь Колчак не так заметен, это не его стихия: нет ни моря, ни войны. Идет игра в фанты, и ему выпадает поцеловать того, кто первым войдет в двери. Под сперва тихий, а затем заглушивший все другие звуки смех в зал входит жена Сергея Николаевича Тимирева, красавица Анна Васильевна (Елизавета Боярская). Мир вокруг застывает, Анна и Александр тонут в глазах друг друга. Затянувшуюся паузу рвет звон стекла упавшего на паркет бокала с шампанским, хрусталь рассыпается искрами ожидания любви...

Любовь приключится, не мимолетная. Настоящая, глубокая, которую они пронесут через всю жизнь. У Александра Васильевича есть жена и сын, и им он остается верен. «Не нужно никуда уезжать, все будет хорошо. Я тебе обещаю», – скажет он Софье Федоровне Колчак (Анна Ковальчук), когда та предложит ему свободу. Адмирал – человек чести, и оставить семью не может. Он встречается с Анной, признается ей в любви, но говорит ей:  «Прощайте» тоном не терпящим возражений. Красивая женщина, озаренная заходящим солнцем, остается одна посреди аллеи. Последние капли дождя мелким жемчугом падают к ее ногам.

Судьба еще не раз сведет их, а война не единожды разлучит. Тема любви пронизывает все события картины, сообщает им дополнительный драматизм и неумолимо ведет сюжет к кульминации. История определит ход событий на войне и революции, расставит все по своим местам в личной жизни главных героев.

Мотив любви словно обрамляет жесткие картины военных действий, служа для них контрастом. Врага как такового авторы картины так и не обнаружат. Образ немецкого противника времен мировой войны будет существовать в виде вражеского корабля, красноармейцы –  это просто какие-то безликие мужчины в темной мятой одежде. Безжалостные и идеологически подкованные, они будут заниматься физическим уничтожением офицерства. Именно так – выполнять обязанность.

Никаких эмоций, никакого индивидуального подхода. Да и среди белых, кроме самого Колчака, из однородной массы достойных представителей высшего сословия можно выделить разве что генерала Каппеля (Сергей Безруков). Движимый верностью воинской присяге, не изменяя своим принципам, он ведет отряд к Иркутску по заснеженным лесам и бескрайним полям. Не жалея жизни, стремится на помощь адмиралу.

Нравственная правота в противостоянии красных и белых полностью на стороне последних. Все внимание создателей приковано к ним, но из зрительного зала все воспринимается иначе. Любые перегибы в трактовке исторических событий революции и Гражданской войны в чью-то пользу вызывают по меньшей мере недоумение, и острота конфликта добра со злом не ощущается. Чувствуется лишь общая трагедия русского народа, хотя каких-то дополнительных акцентов на этом не делается. Есть лишь отдельные детали, по которым зритель может почувствовать авторскую идею примирения. После бойни по две стороны траншеи лежат погибшие. «Все одно народ православный», – произнесет священник на их погребении. Красные, в свою очередь, бросят убитых белогвардейцев в холодную воду. Камера возьмет крупный план – на белоснежном покрове реки обозначится черный крест проруби.

Война еще далека от завершения. Со скрупулезной точностью авторы воспроизводят эпизоды сражений, модели военных кораблей, бытовые подробности жизни русского дворянства начала 20 века.

Так все было на самом деле? Узнать об этом можно на официальном сайте фильма: биографии реально живших людей, истории войны прошлого века – на море и на суше, судьбы военных кораблей, ставших прообразами участвовавших в событиях фильма морских судов. То, что  создатели «Адмирала» поддерживают интерес российского зрителя к собственной истории, заслуживает особого уважения. Тяжелый период жизни страны стали не только фоном для любовных переживаний героев, но и основной сюжетной линией картины.

В нынешней премьере занят звездный состав актеров: Константин Хабенский, Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Егор Бероев, Олег Фомин, Барбара Брыльска и другие. Это дополнительный и очень весомый стимул привлечения зрителя в залы. Исполнители главных ролей нашумевшей «Иронии судьбы-2» оказываются здесь в новом амплуа.

Мне кажется, что вода и война для вас – единственная любимая женщина в жизни, адмирал.

Герой Хабенского – полная противоположность персонажу «Иронии». Сильный духом, властный, немногословный, он имеет цель в жизни – благополучие России. Он готов брать на себя ответственность за будущее царской России, прекрасно понимая ее обреченность. «Какие бы законы мы ни писали, – заметит он своим генералам, – нас все равно расстреляют, если мы проиграем войну». При всем при этом не выглядит фанатиком политического режима, озабоченным только вопросами стратегии и тактики. Ему не чужды простые человеческие чувства, но любовь и нежность Колчак оставляет для другой жизни.

Это не устраивает Анну. Она готова защищать свою любовь, но такую защиту она понимает далеко не в общепринятом смысле. Для нее это означает развод с мужем и готовность следовать за любимым человеком, не требуя ничего взамен, хоть на край света. Персонаж Елизаветы Боярской отражает грани характера главного героя, адмирала Колчака. Ее любовь – тихая, бунтарству там места нет. Скорее обожание и смирение, чем неуправляемый взрыв эмоций. Первенство в отношениях и возможность принятия решений отдана в руки мужчины, и он определяет их развитие.

В целом каждый актер картины, как планета вокруг солнца, вращается вокруг Константина Хабенского, подчеркивая те или иные черты его персонажа. И ему удается с блеском раскрыть характер Колчака. Фильм воспринимается цельным произведением, где любая мелочь играет на главную идею. Хотя несколько сбивают с толку кадры, повторяющие моменты «Титаника». На мой взгляд, столь мощному замыслу, основанному на богатейшем историческом материале, аллюзии на оскароносный фильм ни к чему.

Что же стало главным достоинством исторической драмы «Адмиралъ»? Наверное, то, что он долго не отпускает даже после финальных титров. Заставляет сопереживать, рождает интерес к истории, предлагает задуматься о вечных вопросах.

«Мне хотелось бы, чтобы этот фильм остановил общую страсть к безмозглому хождению в кино», – сказал в одном из интервью Константин Хабенский. В самом деле, покидая зрительный зал, понимаешь: умное кино – это ни с чем не сравнимое удовольствие.

Яна ЕФИМЕНКО, специально для afisha.93.ru
Просмотров: 29089